кондишен


г. Подольск, ул. Профсоюзная, дом 4
корп.3, оф. 339.  info@podolsk-montaj.ru

+7-965-395-59-89

ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК

Вентиляция и кондиционирование супермаркетов

Вентиляция и кондиционирование супермаркетов Помещения супермаркетов обычно имеют высокие потолки и ригели. Это приводит к стратификации воздуха по высоте — в верхней части помещения он заметно теплее. При организации вытяжки из верхней зоны в летний период это способствует эффективному удалению теплоизбытков. В зимнее время это способствует эффективному удалению тепла от системы отопления — фактически ее нейтрализации. Несмотря на то что вся торговая зона зачастую оказывается единым помещением, она подвержена четкому зонированию. В любом супермаркете есть зоны со стеллажами, холодильниками, морозильными камерами, зоны продажи свежей еды и полуфабрикатов, зоны непродовольственных товаров. В идеале для каждой зоны формируются собственные принципы организации воздухообмена, воздушных потоков и температурных режимов. Супермаркеты отличаются весьма большим тепловыделением как от оборудования, так и от людей. Однако постоянных рабочих мест мало, в основном речь идет о посетителях. Наконец, отдельно стоящие магазины требуют устройства климатических систем с нуля. Супермаркеты, размещаемые внутри торговых центров, могут использовать централизованные системы. Как правило, централизованные системы имеют определенный мощностной лимит для каждого из арендаторов торгового центра.

Нормативная база

Ввиду постоянной актуализации нормативной базы России ряд документов, ориентированных на предприятия розничной торговли, потеряли силу. В их числе такие стандарты, как пособие к СНиП 2.08.02–89* «Проектирование предприятий розничной торговли», ВСН 54–87 «Предприятия розничной торговли. Нормы проектирования».
При устройстве систем вентиляции и кондиционирования супермаркетов следует учитывать требования следующих нормативных документов:
СП 60.13330.2016 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01—2003». Документ формулирует общие принципы проектирования и монтажа систем вентиляции, кондиционирования и отопления;
ТСН 31-315—99 города Москвы (МГСН 4.13–97) «Предприятия розничной торговли» (с Изменениями 1, 2, 3). Документ ориентирован на магазины и супермаркеты и декларирует общие, объемно-планировочные и санитарно-технические требования, включая интересующие нас климатические системы.

Количество систем и особенности воздухообмена

Вентиляция и кондиционирование супермаркетовВ супермаркетах обычно предусматривают одну или две приточные и несколько вытяжных систем. Основная вытяжная система (общеобменная) обслуживает торговый зал. Она же может быть задействована и для вытяжки из офисных помещений, однако иногда для этого предусматривают отдельную вытяжку. Кроме того, отдельные вытяжные системы преду­сматривают:

на кухне, по расчету от технологического оборудования;
в помещении пекарни, по расчету от технологического оборудования;
из санузлов и душевых комнат (50 м3/ч на один унитаз, 25 м3/ч на один писсуар, 75 м3/ч на одну душевую);
из помещений погрузки/разгрузки.

Удаление воздуха от технологического оборудования осуществляется с помощью вытяжных зонтов. Некоторое технологическое оборудование предъявляет более сложные требования к вытяжной вентиляции. Например, при пароудалении от ротационной печи внутри воздуховода может образовываться конденсат, поэтому в системе предусматривают каплеуловитель.
Вытяжку из зон погрузки/разгрузки и временной стоянки автомобилей выполняют из верхней и нижней зон (рис. 2). Это обеспечивает более эффективное удаление выхлопных газов.
В торговые залы часто требуется подавать значительный объем воздуха. При этом следует учитывать дальность струи, создаваемой приточными решетками, чтобы не задувать посетителей.
Приточный воздух не подается над холодильными камерами и морозильными ваннами — это сильно снижает эффективность их работы. Вообще открытые холодильники и морозильники в торговом зале следует оберегать от повышенной скорости воздуха. Чем меньше они обдуваются снаружи, тем лучше сохраняют вокруг себя выработанный холод и, следовательно, эффективнее работают.
Баланс приточного и вытяжного воздуха обеспечивает заданное направление движения запахов. В отделах с более пахнущей продукцией предусматривают доминирование вытяжки, в отделах с менее пахнущей продукцией — доминирование притока.
Однако как быть в случае ротации товара? После перестановки более пахнущий товар может оказаться в зоне преобладающего притока. Наиболее универсальное решение — использование решеток с регулировочными клапанами. Если в магазине и произошла коренная перестановка, то следует заново наладить системы вентиляции.
Потоки приточного воздуха могут быть использованы и в качестве воздушной завесы для разграничения двух типов товаров. Для этого применяются щелевые приточные решетки. Такое решение больше подходит для специализированных отделов крупных магазинов.
Так, в одном из магазинов, где продавались чай и кофе, щелевые решетки были применены для разграничения запахов чая и кофе. До их использования у обеих витрин наблюдался скорее смешанный чайно-кофейный запах, что мешало покупателям делать выбор.
Серьезной преградой для распределения приточного воздуха являются стеллажи с продукцией. Если при подходе к верхней точке стеллажа воздушная струя раскрылась недостаточно, то воздух попадет только в один проход. Для равномерного воздухораспределения следует учитывать форму струи решетки, скорость и ширину ее раскрытия или предусматривать приточные решетки над каждым проходом.